Василенко Роман
Всем сейчас задают один и тот же вопрос: изменил ли мировой финансовый кризис ваши планы и ожидания? Как Вы думаете, сильно ли отразилась длительная непростая ситуация в экономике на IT-технологиях в России и за рубежом?
Не готов оценивать весь спектр IT-технологий. Остановлюсь на той области, которая мне ближе всего – интернет. Кризис ускорил и без того стремительное устаревание традиционных медиа (газеты, журналы, радио и ТВ), и сделал более актуальными интернет-медиа. Однако это не означает, что для интернета наступили безмятежные времена. Общий объем рекламного рынка РФ уменьшился на 30-50% (по разным секторам), в том числе сократился объем рекламы в Рунете. Какие-то проекты сильнее испытали последствия кризиса, потеряв 50-60% в своих доходах. Другие просто были заморожены. Третьи смогли избежать провала, но сократили расходы и скорректировали планы развития. Тяжелее всего приходится маленьким и специализированным проектам. «Монстры» Рунета, такие как как «Яндекс» и Mail.ru относительно успешно переживают 2009 год и полагаю с оптимизмом смотрят в будущее.
Применительно к нашему проекту это значит, что требовательность рекламодателей к эффективности рекламы, размещенной на Е-хеcutive, возросла. Однако с такой премиальной аудиторией, которой располагает Е-хеcutive, мы в состоянии выполнить практически любые запросы заказчиков. Наша реакция на кризис состоит в том, что мы оптимизировали расходы и сориентировали проект на самые важные цели.
Интернет-технологии – одна из самых быстро развивающихся отраслей. Появилось ли за последний год что-то принципиально новое?
Хотел бы отметить две важные составляющие интернета, которые уже сейчас востребованы во всем мире и будут актуальными еще долгое время - это социальные сервисы и мультимедиа. Все нововведения так или иначе касаются либо новых инструментов общения, либо новых мультимедийных возможностей представления контента. Либо одновременно и соцсервисов, и мультимедиа. За минувший год не появилось никаких проектов, которые выходили бы за пределы этого мейнстрима.
Судьба социальных сетей в России и за рубежом – это вообще тема для большой дискуссии. Соцсети – это модно, популярно и становится определенным стандартом жизни в интернете. Большой трафик и быстрое проникновение социальных сетей – серьезный аргумент для инвесторов, которые хотят заработать на этой популярности. Однако здесь они сталкиваются с другой характеристикой соцсети – невосприимчивость пользователей к рекламным форматам. А следовательно, возникают проблемы с монетизацией социальных сетей. И это не только российский тренд, с такими же трудностями сталкиваются и владельцы Facebook и LinkedIn.
Второй отрицательный тренд – это срок жизни социальных сетей. Многие уверены, что как любой неожиданно модный продукт социальные сети могут так же быстро терять свою популярность. Для многих те же «Вконтакте» и «Одноклассники» стали просто модной интернет-игрушкой. А что дальше? Возможно, нас ждет мода на специализированные сети – соцсети для любителей кошек или фанатов футбольных клубов.
О чем хотел бы упомянуть - это контент. То, чего не хватает социальным сетям, где в основном преобладает общение. А за контентом пользователи Интернета идут на сайты новостей или обращаются к электронным версиям известных печатных изданий. И это «долгосрочный» пользователь, который готов оставаться лояльным к тому ресурсу (сайту), который будет обеспечивать его актуальной и качественной информацией (в том числе и видео). Таким образом, и в интернете, как и в других медиа, работает лозунг «Content is the king».
Какие основные проблемы, по вашему мнению, есть сейчас в Рунете
Отрасль замерла перед «большим рывком». Инвесторы понимают перспективность интернета, но пока не спешат вкладывать деньги в развитие интерактивных медиа, напуганные коллапсом мировой финансовой системы. Но все это временное затишье. В любом случае, в скором времени следует ожидать притока инвестиций в интернет-медиа, в том числе и потому, что традиционные медиа становятся все менее востребованными. Новое поколение выбирает не только «пепси», но и Интернет. Возможно, время традиционных медиа истекло.
И если бы не кризис, уже сейчас интернет мог бы стать главным медиаканалом в мире. Кризис лишь не много отсрочил победу Интернета. Например, по данным компании Point Topic, темпы проникновение широкополосного доступа (ШПД) в Интернет снизились до 3%, что является самой низкой цифрой, начиная с 1999 года.
А именно развитие ШПД стало основным драйвером для масштабного проникновения мультимедийных форматов в массы (видео, онлайн-трансляции, презентации и т.д.)
Для России это тем более актуальная тема. Ведь по уровню проникновения Интернета мы еще пока отстаем от ведущих мировых интернет-держав. Для 140 млн. страны цифра в 35 млн. пользователей Интернета является достаточно скромной (в США например, уровень проникновения - почти 90%). При этом доля самого качественного способа доступа в интернет – ШПД - не превышает 20% (и кризис явно не способствует росту данного показателя, так как многие крупные провайдеры объявили о сокращении своих инвестиционных программ). И если в крупных городах ШПД начинает преобладать (это, прежде всего, Москва и Санкт-Петербург), то в регионах перспективы оптоволокновых каналов пока не так радужны. Поэтому, к сожалению, для многих пользователей пока основным времяпровождением в Интернете остаются чтение новостей и проверка почты. Здесь пока не до мультимедийных фишек.
Но, несмотря на все трудности, я верю, что и Рунет скоро войдет в число крупнейших национальных сегментов Всемирной паутины (по крайней мере, в абсолютных цифрах). И уже тем более, когда президент страны является таким поклонником Сети.