Usability исследования – методики, сферы применения, кейсы
23 октября 2009 г. в Зеленом зале Профессиональной программы в рамках проведения «Недели Российского Интернета» прошла конференция «Usability исследования – методики, сферы применения, кейсы», которая была посвящена проблемам внедрения usability и необходимости проведения usability-тестов.
В ходе конференции выступили представители различных организаций:
- Александр Павлович, руководитель службы дизайна продуктов «Вымпелкома»
- Диана Вайнберг, менеджер проектов компании «Usethics»
- Наталия Спрогис, ведущий аналитик «UIDesign Group»
- Наталья Кириллова, финансовый директор «UIDesign Group»
- Дмитрий Павлов, представитель usability-отдела компании «Яндекс»
Первым с докладом выступил Александр Павлович (Вымпелком). Он рассказал о необходимости развивать методику быстрой и правильной работы сайтов посредством внедрения usability. Александр отметил, что для этого необходим интерактивный подход, который может быть реализован с помощью usability-исследований. Докладчик подчеркнул, что важное место занимает usability-тестирование, в котором могут принимать участие только реальные пользователи. Для этого достаточно 7-10 человек, потому что статистика показывает, что 5 человек, которые проходят usability -тестирования, в состоянии найти 80% ошибок. Александр Павлович также обратил внимание аудитории на то, что сегодня огромную роль играет usability-дизайн, т.е. сфера деятельности, способная добавить в сферу бизнеса гарантии по части достижения целевой доходности.
Следующий доклад - «Проектирование эксперимента usability-тестирования» - был представлен Дианой Вайнберг (Usethics). Она определила usability-тестирование как контролируемый эксперимент, направленный на оценку качества интерфейса и выявления проблем взаимодействия пользователя с тем или иным интерфейсом. Докладчицей были названы следующие достоинства тестирования:
- Позволяет оценить интерфейс в целом
- Вес заданий соответствует реальному весу задач пользователь
- Важные задачи пользователя не будут пропущены
После Дианы Вайнберг слово взяла Наталия Спрогис (UIDesign Group) с докладом «Что на самом деле думает клиент о вашем сайте?». Она описала преимущества моделируемого эксперимента по сравнению с лабораторным способом и удаленным общением с модератором. Среди этих преимуществ были названы: большее количество опрошенных пользователей, региональный охват и минимальные временные затраты.
Такое usability-тестирование проводится посредством онлайн-опросов и комментариев пользователей.
Другой доклад - «Как понравиться иностранцу?» - был представлен Натальей Кирилловой (UIDesign Group). Она упомянула о важности локализации при создании сайтов для иностранцев. Помочь в этом, по ее мнению, также может usability-тестирование.
Последним слово взял Дмитрий Павлов (Яндекс) с докладом «Usability-исследования при проектировании массовых веб-продуктов». Он заметил, что usability-экспертиза менее затратная, чем тестирование, но мнение эксперта рассматривается заказчиками как субъективное, что нередко вызывает их недоверие и недовольство.